Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 21:52

Детство – мир чудес!


САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕПАНОВОЙ ИРИНЫ ИННОКЕНТЬЕВНЫ

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование навыков выразительного чтения

Формирование навыков выразительного чтения

в начальных классах

И.И.Черепанова,

МКОУ «Брылинская СОШ»

Каргапольского района

учитель начальных классов.

 

«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок,

который  мы можем сделать для него»

С.Лупан

         Почему бывает на душе жалко, радостно, обидно или торжественно, возвышенно от прочитанного стихотворения или прослушанной сказки, рассказа? Сначала ребёнок не осознаёт эти эмоции, но постепенно, переживая то или иное состояние усваивает главное – нравственные понятия и чувства. Воспитывать в детях   нравственные чувства – это значит формировать   способность радоваться и огорчаться, восхищаться и гордиться, стыдиться и страдать. При  чтении  художественного произведения  ребёнок  испытывает определённые ощущения, вызванные поступками литературных героев. Постепенно дети учатся правильно оценивать свои и чужие   поступки, исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности.

         Думается,  каждый учитель согласится, что выразительное чтение является инструментом развития нравственных чувств ребёнка. Одно и то же литературное произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребёнка никакого следа, а можно так, что у него  заблестят глаза, рот приоткроется от изумления, малыш затаит дыхание и будет весь во власти охвативших его чувств.

Весь процесс обучения младших школьников строится на воспроизведении, анализе и восприятии детьми литературы. Я думаю,  многие согласятся с тем, что программа начальной школы по литературному чтению даёт благодатную почву для нравственного воспитания.  В литературных произведениях заложено   много воспитательных ценностей.  В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Учить детей читать выразительно трудно, но интересно.  Когда ребёнок умеет читать, он понимает слова А.С.Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение». Успешность обучения  по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной.

Чтение – далеко не самое любимое занятие современных школьников. Наверное,  каждый  учитель по-своему стремится изменить ситуацию и задаётся вопросами: «Как научить первоклассника думать и рассуждать?», «Как повести ребёнка семи  - десяти лет в мир сопереживания героя?».  Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, эмоции. По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения в начальной школе  – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, мышление, через чувства.

Каждый учитель,  читая детям литературное  произведение, пытается передать его эмоционально образное содержание и стремится пробудить в школьниках ответную реакцию, вызвать нравственные чувства. После выразительного чтения дети начинают испытывать желание поделиться своими ощущениями и впечатлениями. Выразительное чтение учителя  становится образцом для детей. Многие со мной согласятся, что   учитель просто обязан владеть техникой речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм) и интонацией (громкость, паузы, темп, ритм, мелодика, тон, тембр), а также неязыковыми средствами  выразительности (мимика, жесты). 

Читать выразительно самому учителю и учить детей выразительному чтению - это не одно и то же. Методика обучения основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения. Часто мы гонимся за выработкой скорости чтения у школьников и упускаем из виду выразительность чтения. Так зачастую у детей развивается навык механического чтения.

Опыт работы с детьми подсказывает, что  параллельно с работой над техникой чтения необходимо развивать навыки и умения выразительного чтения. Эту работу следует  начинать ещё в букварный период.

Работая над технической стороной речи, на своих уроках  провожу разнообразные игры и упражнения. Например: «Цветочный магазин» Исходное положение стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперёд, рёбра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Повторять 3-4 раза.  «Свеча» Нужно взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний, бумажка контролирует ровность дыхания.

Умение правильно пользоваться дыханием определяет способность управлять голосом.  Голос, как и дыхание, следует развивать. Вот несколько упражнений для развития голоса: Упражнение 1. Сесть, голову держать прямо. Сделав глубокий вздох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки: [ ммм, ллл, ннн, …]. Произносить 3 раза: тихо, погромче и громко. Можно в обратном порядке. Упражнение2.  Исходное положение такое же. Надо произносить звуки [ми, мэ, … му, мы], делая при этом короткие паузы между ними. Сначала следует произносить их равномерно, затем убыстряя или замедляя произношение.

Для выразительности чтения важна и дикция, работу над которой также начинаю в букварный период. Существует много упражнений для формирования хорошей дикции, в том числе и работа со скороговоркой. Работу со скороговоркой на уроках  провожу так: 1) сначала внимательно прочитать про себя; 2) затем произносить беззвучно с чёткой артикуляцией; 3) потом медленно шёпотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро.

В работе над выразительностью речи большое внимание  уделяется  интонации. В обыденной жизни - интонация рождается непроизвольно, сама собой. При чтении же художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла,  намерения автора  и осознанного отношения к героям. Поэтому надо учить  детей чувствовать  интонацию. Вот некоторые примеры заданий:

1. Прочитай текст, передавая радость, возмущение, гордость, печаль, ласку.

2. Прочитай предложение, выражая восхищение, сочувствие, совет.

3. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (или интонацию радости, страха, гордости), вырази удивление, огорчение.

4. Прочитай несколько предложений с разными интонационными оттенками. Дети стараются уловить именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют.

5. Прочитай вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое подчеркнуто:

Ты пойдёшь сегодня в кино?

Ты пойдёшь сегодня в кино?

Ты пойдёшь сегодня в кино?

         Знакомство с логическим ударением начинается  с первых предложений, стихов. Девочка увидела ёжика. Девочка увидела ёжика. Девочка увидела ёжика.  Задача учителя  ориентировать детей прочитать так предложение, чтобы стало понятно: кто увидел ёжика? что сделала девочка? кого увидела девочка? Система заданий при выразительном чтении всегда направлена на то, чтобы пробудить в детях эмоциональные чувства.

         Очень интересен приём конкурсного прочтения текста. Один и тот же отрывок читается несколькими учениками, а остальные дети и учитель оценивают, кто лучше справился с поставленной задачей. Готовя детей к выразительному чтению,  предлагаю такой алгоритм:

1. Внимательно прочитай текст. Представь себе то, о чём прочитал.

2. Определи своё отношение к событиям, героям.

3. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять. 4. Продумай и выбери интонационные средства, тон, темп чтения.

5. Прочитай  текст  для себя вслух, представляя, что ты произносишь его перед слушателями.

         Практика показывает, использование вышеуказанных форм и методов работы по развитию навыков выразительного чтения даёт хороший результат. Обучающиеся являются участниками школьных конкурсов чтецов  с 1-го класса. А в 4-ом классе уже принимают участие в конкурсах районного уровня, являются участниками команды КВН, обладают навыками публичного выступления. Всё это позволяет им стать успешными пятиклассниками.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Иришк (07.06.2014)
Просмотров: 2127 | Комментарии: 6 | Теги: Навыки чтения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Terrypaups  
0
http://gruzpravka36.ru/

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Облако тегов
Часы
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz