Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения
Сделать серьёзные занятия для
ребёнка занимательными – вот задача первоначального обучения
К.Д.Ушинский.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский
Многие учителя жалуются на то, что у младших школьников нет внимания, им трудно сосредоточиться, они быстро теряют интерес.
Как же быть? Как же пробудить на уроке интерес к предмету и заставить детей быть сосредоточенными, внимательными?
Учитель должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика.
Думаю, что учить нужно в игровой форме и параллельно с основной обучающей задачей развивать внимание учащихся.
Роль игры в жизни и развитии ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребёнок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на определённом этапе проявляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного», ребёнок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель – выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, она заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.
Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня, как для воспитателя, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности.
Игра помогает мне активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Все игры, которые я использую в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.
В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта или нахождении ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия – считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру–драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определённую содержанием сказки, я ввожу дидактический материал: некоторые знания по окружающему миру, математике, русскому языку и другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счёте, узнают расположение частей света или получают сведения о части речи.
Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры я использую чаще во внеурочное время и на уроках для отдыха от напряжённой интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, я могу обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и т.п. При изучении нового материала в дидактические игры вношу моменты творчества. Так при изучении во 2 классе геометрических фигур можно стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках русского языка я организую с целью расширения знаний детей, а главное – развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Например, на уроках русского языка для этого использую включение в игру работы со словарями , сочинения на свободную тему. На уроках русского языка использую такие игры, как составление предложений из двух-трёх слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слов исключений.
В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований можно проводить игры–имитации, моделирующие определённые отношения реального мира.
Уроки–игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Можно разделить их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:
- с принятием учащимися определённых ролевых функций-масок;
- с использованием сказочного сюжета;
- с фантазированием.
Деловые игры основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей.
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
- ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил;
- подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;
-проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;
- обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение её правил.
В последнее десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры и развивающие и обучающие программы, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности ( «Пятачок в волшебном лесу», «Приключения на планете чисел 2», «Семейный наставник (математика, русский язык) 2,3,4 классы» ).
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причём не в одном каком – то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые я организую с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определённого отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др. Так, иногда с детьми мы разыгрываем ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, а можно провести игры – практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д. (См. Приложение № 1 )
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.
Основные виды игр, которые можно использовать в начальной школе на уроках, определены в методической литературе. Это загадки (в их привычном виде), шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды (см. Приложение № 2 ). Все названные виды игр можно использовать на уроках обучения грамоте, уроках русского языка уже с 1 класса. Наиболее часто на уроках я использую загадки, ребусы и кроссворды.(См. Приложение № 3 )
К дидактической игре, как к любой форме, предъявляются психологические требования:
- как и любая деятельность, игра должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытать потребность в ней;
- важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре;
- для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;
- содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников, игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих.
Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведу примеры дидактических игр, которые применяю на практике:
А) Игры – упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её можно использовать при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке окружающего мира учащимся предлагаю найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее слово.(См. Приложение № 4 )
Б) Игра – поиск. Учащимся предлагаю найти в рассказе, к примеру, слова с парной согласной в середине слова, которая требует проверки. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.(См. Приложение № 5)
В) Игры – соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе (см. Приложение № 6)
Г) Сюжетно – ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определённым задачам, поставленным учителем. Это «Пресс – конференция», «Заседание клуба Знаек», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. (см. Приложение №7)
Д) познавательные игры – путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» по континентам, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре можно сообщать и новые для учащихся сведения, и проверяться уже имеющиеся знания. Игру – путешествие обычно провожу после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую станцию выставляются отметки. (см. Приложение № 8 ).
Активизация познавательной деятельности посредством дидактических игр осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения я решила систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает, как мне кажется, важный источник познавательного интереса - организация дидактических игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через включение в образовательный процесс дидактических игр.
Организация исследования
Для подтверждения теоретических выводов организовала исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап - это организация пилотажного исследования. На этом этапе я решала такие задачи:
- выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр.
Метод проведения пилотажного исследования – анкетирование.
Анкету составила в соответствии с поставленной целью.(см.Приложение №9)
В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные. (см. Приложение №10)
Второй этап - организация формирующего эксперимента.
Задачи исследования:
- включение в учебный процесс дидактических игр;
- анализ и сравнение результатов до и после экспериментального воздействия.
Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр - условие успешности обучения.
Основные методы исследования – эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.
Оборудование эксперимента – комплекс дидактических игр.
Для измерения времени активности использовала следующую методику, полагая, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени активности использовала формулу:
Процент времени активности = (А1*(100%-Х1%)/100% + А2*(100%-Х2%)/100% + …+Аn*(100%-Хn%)/100%*К/100%
Где:
А1, А2,…, Аn- количество учеников в группе
Х1,Х2, …,Хn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока
К – всего учеников
Проанализировала результаты исследования (См. Приложение №11)
Далее я использовала комплекс дидактических игр на уроках русского языка в 4 классе (см. Приложение №12)
Приложение
Шарада – это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар-ус, фа – соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.
Первое слово над чайником тает,
Второе – у папы растёт над губой.
А целое – ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой.
(Парус)
Первое – нота,
Второе – то же.
А в целом –
На горох похоже.
(Фасоль)
Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
(Задача)
Начало – нота,
Потом – оленя украшенье.
А вместе – место
Оживлённого движенья.
(Дорога)
Анаграмма – это игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа на лево получается другое слово ( кот – ток, соль – лось).
Под тенью у меня
Вы летом отдыхаете,
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в один момент
Я в столярный инструмент.
(липа – пила)
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во сне увидишь что угодно.
(нос – сон)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу.
( насос – сосна)
Как зонт могу прикрыть я многих
И в летний зной, и в непогоду.
Но поменяй местами слоги –
Я превращусь в период года.
(навес – весна)
В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля – капля, карта – парта, сорт – борт – торт).
С Г - её на винт накрутят,
С Л – конечно, лает,
С М – одежда, но не греет,
С З – от волка убегает.
( гайка – лайка – майка – зайка)
С буквой Г – я по небу лечу,
С буквой В – детишек лечу.
( грач - врач)
С Г - я выше облаков,
С Н – прячу я в себе зверьков.
( гора – нора)
С глухим шипящим – кругл, как мяч,
Со звонким – как огонь, горячий.
(шар – жар)
С Л – я слёзы вытираю,
С Ж – я по лесу летаю.
(лук – жук)
С Ы – мы мчим вас что есть мочи,
С У – мы ноги вам промочим.
(лыжи – лужи)
Логогрифы – в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран – экран).
Его откроешь – и вода
Из него польётся.
Добавишь Э – и тогда
В кинотеатре он найдётся.
(кран – экран)
На голове барана и быка
Ты можешь их найти.
А ноту лишь добавишь –
По ней сумеем мы пойти.
(рога – дорога)
С буквой Р – подземный житель,
Без неё – мышей любитель.
(крот – кот)
Мы взрослых и детей
В часы досуга развлекаем.
Но если нам прибавить Т,
Мы всех ужасно напугаем.
(игры – тигры)
С Т – нужна, нужна чтоб в бадминтон играть,
А без Т – чтоб в космосе летать.
(ракетка – ракета)
Омограф –загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение –
И превращусь в конфету.
(ирис –ирис)
Ставь на первом ударенье –
Будет зданье, без сомненья,
А поставь ты на втором –
Сохранит оно твой дом.
(замок – замок)
Омоним – загадка, в которой задуманными являются, одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.
Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу.
(ключ)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.
(очки)
Помочь учащимся играть в эти игры могут рисунки – отгадки.
Приложение
В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные:
Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.
Таким образом, более половины детей от общей выборки – 67% отмечают желание видеть на уроке игры.
Таким образом, большинство детей от общей выборки – 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке.
Таким образом, более половины детей от общей выборки – 87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке.
Таким образом, более половины детей от общей выборки – 64% -отмечают значение включения игры в урок как очень большое.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, они положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, для себя я сделала вывод: необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
Приложение
Анализ результатов
исследования
Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдал за работой одноклассников.
Процент времени активности во время обычных уроков = 90,6%
Процент времени активности во время эксперимента = 98,75%
В результате, усреднив данные по показателям, получила значения активности учеников до и после проведения педагогического эксперимента.
Активность до эксперимента = 81%
Активность после эксперимента = 97%
Вывод: в ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, развитию умений и навыков.
Приложение
Анкета «Выявление отношения детей к игре на уроке»
- Какие уроки ты больше всего любишь?
- с использованием таблиц, схем, рисунков;
- главное, чтобы было интересно;
- с использованием игр;
- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно;
- не люблю любые уроки;
- не знаю, мне всё равно.
2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
- таблиц, схем, рисунков;
- разных игр;
- самостоятельных работ;
- работ с учебником;
- индивидуальной работы по карточкам.
3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
- очень часто;
- часто;
- не очень часто;
- изредка;
- никогда.
4. Как ты относишься к игре на уроке?
- очень хочется участвовать;
- нет большого желания поддерживать игру;
- игра на уроке пустая трата времени.
5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
- очень большая;
- большая;
- не очень большая;
- небольшая;
- никакой пользы;
- не знаю.
|