Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 12:18

Детство – мир чудес!


САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕПАНОВОЙ ИРИНЫ ИННОКЕНТЬЕВНЫ

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация познавательной деятельности младших школьников

Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешности обучения

 

                                                                                     Сделать серьёзные занятия для

 ребёнка занимательными – вот задача  первоначального обучения

                                                                                           К.Д.Ушинский.

 

      Без игры нет и не может быть полноценного  умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается  живительный поток представлений, понятий. Игра – это                                                          искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности                   

                                                                                          В.А.Сухомлинский

 

Многие учителя жалуются на то, что у младших школьников нет внимания, им трудно сосредоточиться, они быстро теряют интерес.

Как  же быть? Как же пробудить на уроке интерес к предмету  и заставить детей быть сосредоточенными, внимательными?

Учитель должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика.

Думаю, что учить нужно в игровой форме и параллельно с основной обучающей задачей развивать внимание учащихся.

Роль игры в жизни и развитии ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры  нет,  и не может быть полноценного умственного  развития» - писал В.А.Сухомлинский.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребёнок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на определённом этапе проявляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к  лечению «больного»,  ребёнок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель – выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, она заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.

          Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для меня, как для  воспитателя, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности.

      Игра помогает мне активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

      Все игры, которые  я  использую в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.

      В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта или нахождении ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п.  Они  выполняют обычные учебные действия – считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре. 

       В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру–драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определённую содержанием сказки, я ввожу дидактический материал: некоторые знания по окружающему миру, математике,  русскому языку и другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счёте, узнают расположение частей света или получают сведения о части речи.

          Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры я использую чаще во внеурочное время и на уроках для отдыха от напряжённой интеллектуальной работы.

            В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, я  могу  обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и т.п.  При изучении  нового материала в дидактические игры  вношу моменты творчества. Так при изучении во 2 классе геометрических фигур можно стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках русского языка я организую с целью расширения знаний детей, а главное – развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Например, на  уроках русского языка для этого  использую  включение в игру работы со словарями , сочинения на свободную тему. На уроках русского языка  использую такие игры, как составление предложений из двух-трёх  слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слов исключений.

        В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований  можно проводить  игры–имитации, моделирующие определённые отношения реального мира.

     Уроки–игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Можно разделить их  на  учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:

-  с принятием учащимися определённых ролевых функций-масок;

-  с использованием сказочного сюжета;

-  с фантазированием.

      Деловые игры основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей.

     Для использования всех игр в обучении  характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

    - ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил;

      - подготовка к проведению: ознакомление  со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;

      -проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;

      - обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение её правил.

       В последнее десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры  и  развивающие и обучающие программы, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности ( «Пятачок в волшебном лесу», «Приключения на планете чисел 2», «Семейный наставник (математика, русский язык) 2,3,4 классы» ). 

Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причём не в одном каком – то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые я организую с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определённого отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду  и др. Так, иногда с детьми мы разыгрываем ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, а можно провести игры – практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д. (См. Приложение № 1 )

       Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

     Основные виды игр, которые можно использовать  в начальной школе на уроках, определены в методической литературе. Это загадки  (в их привычном виде),  шарады,  логогрифы,  анаграммы, метаграммы,  ребусы и кроссворды  (см. Приложение № 2 ).  Все названные виды игр можно использовать на уроках обучения грамоте, уроках русского языка уже с 1 класса. Наиболее часто на уроках я использую загадки, ребусы и кроссворды.(См. Приложение № 3 )

      К дидактической игре, как к любой форме, предъявляются психологические  требования:

- как и любая деятельность, игра должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытать потребность в ней;

- важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре;

- для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;

- содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников, игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

       Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих.

      Применяя игру как форму обучения,  учитель должен быть уверен в целесообразности её использования.

   Дидактическая игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную  (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную  (учит ориентироваться в конкретной ситуации, применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и  стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

      Приведу примеры дидактических игр, которые применяю на практике:

А) Игры – упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её можно использовать при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке окружающего мира учащимся предлагаю найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее слово.(См. Приложение № 4 )

Б) Игра – поиск. Учащимся предлагаю найти в рассказе, к примеру, слова с парной согласной в середине слова, которая требует проверки. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.(См. Приложение № 5)

В) Игры – соревнования.  Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как  на уроке, так и во внеклассной работе (см. Приложение № 6)

Г) Сюжетно – ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определённым задачам, поставленным учителем. Это «Пресс – конференция», «Заседание клуба Знаек», «Круглый стол» и др.  Учащиеся могут исполнять роли  специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др.  Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию.  В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. (см. Приложение №7)

Д) познавательные игры – путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» по континентам, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д.  В игре можно  сообщать и новые для учащихся сведения, и проверяться уже имеющиеся знания. Игру – путешествие обычно провожу после изучения темы или нескольких  тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую станцию выставляются отметки. (см. Приложение № 8 ).               

      Активизация познавательной деятельности посредством дидактических игр осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный  интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения  уровня успеваемости. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

      Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых  учеников протекает более продуктивно.

      Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения я решила систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

    Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает,  как мне кажется, важный источник познавательного интереса  - организация дидактических игр. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом её процессе  школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

   Путь к нему лежит  прежде всего через включение в образовательный процесс дидактических игр.

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация исследования

     Для подтверждения теоретических выводов организовала исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

   Исследование проводилось в два этапа.

   Первый этап -  это организация пилотажного исследования. На этом этапе я решала такие задачи:

 - выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию  дидактических игр.

 

 Метод проведения пилотажного исследования – анкетирование.

 

Анкету составила в соответствии с поставленной целью.(см.Приложение №9)

 

       В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные. (см. Приложение №10)

    Второй этап  - организация формирующего эксперимента.

  Задачи исследования:

- включение в учебный процесс дидактических игр;

- анализ и сравнение результатов до и после экспериментального воздействия.

   Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр - условие успешности обучения.

        Основные методы исследования – эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.

   Оборудование эксперимента – комплекс дидактических игр.

    Для измерения времени активности использовала следующую методику, полагая, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

Для расчёта времени активности использовала формулу:

 Процент времени активности = (А1*(100%-Х1%)/100% + А2*(100%-Х2%)/100% + …+Аn*(100%-Хn%)/100%*К/100%

Где:

А1, А2,…, Аn- количество учеников в группе

Х1,Х2, …,Хn – процент времени, который группа учеников отвлекается от урока

К – всего учеников

         Проанализировала результаты исследования (См. Приложение №11)

Далее  я  использовала комплекс дидактических игр  на уроках русского языка в 4 классе (см. Приложение №12)

 

 

     Приложение

     Шарада – это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар-ус, фа – соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.

  

                  Первое слово над чайником тает,

                  Второе – у папы растёт над губой.

                  А целое – ветер морской надувает

                  И в плаванье нас приглашает с тобой.

                                                                  (Парус)

 

Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом –

На горох похоже.

                  (Фасоль)

                                            Предлог стоит в моём начале,

                                          В конце же – загородный дом.

                                          А целое мы все решали

                                          И у доски, и за столом.

                                                                    (Задача)

Начало – нота,

Потом – оленя украшенье.

А вместе – место

Оживлённого движенья.

                           (Дорога)

  Анаграмма – это игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа на лево получается другое слово ( кот – ток, соль – лось).

     Под тенью у меня

     Вы летом отдыхаете,

     Но коль согласные

     Местами поменяете,

     Превращусь в один момент

     Я в столярный инструмент.

                                         (липа – пила)

                                                             Задачу ты решишь свободно:

                                                             Я – небольшая часть лица.

                                                             Но прочитай меня с конца –

                                                             Во сне увидишь что угодно.                             

                                                                                                 (нос – сон)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

                   ( насос – сосна)

                                                          Как зонт могу прикрыть я многих

                                                          И в летний зной, и в непогоду.

                                                          Но поменяй местами слоги –

                                                          Я превращусь в период года.

(навес – весна)

 

   В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля – капля, карта – парта, сорт – борт – торт).

С Г - её на винт накрутят,

С Л – конечно, лает,

С  М – одежда, но не греет,

С З – от волка убегает.

                 ( гайка – лайка – майка – зайка)

                                                      С буквой  Г – я по небу лечу,

                                                   С буквой В – детишек лечу.

( грач - врач)

С Г - я выше облаков,

С Н – прячу я в себе зверьков.

                     ( гора – нора)

С глухим шипящим – кругл, как мяч,

                           Со звонким – как огонь, горячий.  

                                                           (шар – жар)

С Л – я слёзы вытираю,

С Ж – я по лесу летаю.

                   (лук – жук)

С Ы – мы мчим вас что есть мочи,

С  У – мы ноги вам промочим.

(лыжи – лужи)

    Логогрифы – в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран – экран).

                                      Его откроешь – и вода

                                      Из него польётся.

                                      Добавишь Э – и тогда

                                      В кинотеатре он найдётся.

                                                                   (кран – экран)

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь –

По ней сумеем мы пойти.

                    (рога – дорога)

                               С буквой Р – подземный житель,

                               Без неё – мышей любитель.

                                                             (крот – кот)

 

Мы взрослых и детей

В часы досуга развлекаем.

Но если нам прибавить Т,

Мы всех ужасно напугаем.

                    (игры – тигры)

                              С Т – нужна, нужна чтоб в бадминтон играть,

                              А без Т – чтоб  в космосе летать.

                                                                       (ракетка – ракета)

   Омограф –загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие  по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращусь в конфету.

                          (ирис –ирис)

                                        Ставь на первом ударенье –

                                        Будет зданье, без сомненья,

                                        А поставь ты на втором –

                                        Сохранит оно твой дом.

                                                                 (замок – замок)

     Омоним – загадка, в которой задуманными являются, одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

                                    Я журчу, журчу, журчу,

                                    Глядь – и я в замке торчу.

                                                              (ключ)

Первые все мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам все улучшают,

Летом от солнца глаза защищают.

                                      (очки)

Помочь учащимся играть в эти игры могут рисунки – отгадки.

 

 

  Приложение

В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные:

Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.

 

 

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 67% отмечают желание видеть на уроке игры.

 

 

 

Таким образом, большинство детей от общей выборки – 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке.

 

 

 

 

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке.

 

Таким образом, более половины детей от общей выборки – 64% -отмечают значение включения игры в урок как  очень большое.

 

         Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки,  они положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

         Таким образом, для себя я сделала вывод: необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анализ результатов 

исследования

 

       Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдал за работой одноклассников.

      

        Процент времени активности во время обычных уроков = 90,6%

 

        Процент времени активности во время эксперимента = 98,75%

 

       В результате, усреднив данные по показателям, получила значения активности учеников до и после проведения педагогического эксперимента.

 

       

        Активность до эксперимента  = 81%

 

        Активность после эксперимента = 97%

 

        Вывод:   в ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, развитию умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета «Выявление отношения детей к игре на уроке»

 

  1. Какие уроки ты больше всего любишь?

 

- с использованием таблиц, схем, рисунков;

- главное, чтобы было интересно;

- с использованием игр;

- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно;

- не люблю любые уроки;

- не знаю, мне всё равно.

 

2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

 

- таблиц, схем, рисунков;

- разных игр;

- самостоятельных работ;

- работ с учебником;

- индивидуальной работы по карточкам.

 

3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?

 

- очень часто;

- часто;

- не очень часто;

- изредка;

- никогда.

 

4. Как ты относишься к игре на уроке?

 

- очень хочется участвовать;

- нет большого желания поддерживать игру;

- игра на уроке пустая трата времени.

 

5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

 

- очень большая;

- большая;

- не очень большая;

- небольшая;

- никакой пользы;

- не знаю.

Категория: Мои статьи | Добавил: Иришк (07.06.2014)
Просмотров: 1287 | Теги: Деятельность школьников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Облако тегов
Часы
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz